
На снегоходах по Шпицбергену
Даты с 23 марта по 1 апреля.
Когда мы говорим про западный Шпицберген, там, как известно, есть всего два сезона. Это период зимний, снегоходный, и период летний. Так вот период зимний абсолютно условно называется зимним, потому что только в конце февраля на западном Шпицбергене заканчивается полярная ночь и начинается жизнь. По крайней мере жизнь туристическая. Поэтому март, апрель и, может быть, начало мая, но с учётом всех этих тенденций к глобальному потеплению это вряд ли – это тот самый зимний снегоходный период. И мы как люди, которые в это направление влюблены, которые ждут этой поездки, просто как ворон крови, мы забронировали для себя и для вас, наверное, лучшую неделю. Последняя неделя марта. Практически гарантированное хорошее катание. «Мороз и солнце, день чудесный». Ещё не должно быть оттепелей. Уже полноценный световой день, где-то с 8-9 утра до 6 вечера всё прекрасно видно. Погода должна быть великолепная. Ничего нельзя гарантировать, но учитывая нашу фирменную погоду Экспедиций и учитывая то, что мы знаем, в какой сезон нужно ехать, я думаю, что это будет круто. Ещё месяцем раньше ничего не видно, месяцем позже уже всё может растаять, а в это время должна быть идеальная каталка.
Я много раз пытался объяснить людям, за что мы любим этот маршрут. Почему нам там нравится. Почему он не надоедает. Почему хочется туда вернуться. Вы знаете, это довольно трудно. Нужно просто там побывать. Словами передать это практически невозможно. Я когда первый раз собирался на Шпицберген в 2018 году, я тоже думал про белое безмолвие Арктики. Раньше не был там. Это очень красиво, классно, фотогенично. Но за три дня просто надоест конкретно. Но я пробыл там 8 дней. Я влюбился в это место! И через год вернулся уже на две поездки. Потом мечтал поехать в 2020 году. Но не срослось из-за ковида. И я жду этой поездки с 2020 года. Наверное, как никакой другой. Я очень хочу вернуться туда и поскорее. Я просто влюблен в это место. Но рассказать вам, почему я влюблен, я даже не буду пытаться. Просто приезжайте туда. Вы всё сами увидите.
Чем мы занимаемся на Шпицбергене? На Шпицбергене мы с вами будем заниматься покатушками на туристических снегоходах и экскурсиями в местные локации. Западный Шпицберген, Арктика, Заполярье, территория Норвегии, где до сих пор есть российское присутствие по причине добычи угля Российской Федерацией. В городе Баренцбурге находятся ру́дники РФ (это города, которые находятся при угольных рудника́х). Именно по этой причине мы сможем туда поехать, находиться там, заниматься туризмом и осматривать эту абсолютно уникальную локацию.
До недавнего времени я думал, что в это место нужно ездить только зимой. Но туда состоялась наша экспедиция летом 2019. Я в ней, к сожалению, не принимал участие. Но те, кто там был, говорят, что летом там тоже прекрасно. Летний сезон очень короток. Это июль и август. Все говорят, что это абсолютно две разные истории. Зимняя Арктика и летняя Арктика. Нужно увидеть и то, и то. Сейчас мы ведём разговор про Арктику зимнюю. Я вас зову именно туда.
По поводу вашей готовности к этой поездке. Не слишком ли это жёстко? Не слишком ли это экстремально? Нужно ли владеть снегоходом профессионально?
Во-первых, не слишком жёстко, потому что на Шпицбергене в конце марта-начале апреля та самая правильная зима, которой мы у себя уже не видим десятилетиями. То есть это температуры от -10 до -20 ℃, как и должно быть зимой по идее. И несмотря на то, что это архипелаг в центре Северного Ледовитого океана, там достаточно комфортно при этих температурах, если нет сильного ветра. И картинка просто великолепная. Не пасмурно, яркое солнце – белая блестящая равнина.
По поводу опыта владения снегоходами. У нас в предыдущих поездках принимали участие люди, которые водят почти профессионально, то есть катают постоянно, каждую зиму, имеют свой снегоход, а может, и не один: снегоходы спортивные и туристические – то есть люди прямо реально продвинутые. Но в этих же группах были люди, которые, прилетев в Лонгйир, впервые сели на снегоход. Так вот и те, и другие получили максимальное удовольствие. И у тех, и других не было проблем. Люди, которые катают очень активно и много, не испытывали дискомфорта, потому что с ними были новички. И они вынуждены как-то были ехать медленно. На кого-то оглядываться и так далее. Потому что у нас не гонки и не спортивная езда. Это езда экскурсионная. Езда, когда ты наслаждаешься просто окрестными видами и пейзажами. И там не надо газу давать. Мы едем организованной группой. Это и безопасно, и красиво, и комфортно, и интересно. А люди, которые не имеют опыта, они реально в день прилета получали брифинг по пользованию снегоходом. И первый переезд, относительно небольшой, когда мы едем на юго-запад из Лонгьира в Баренцбург, из норвежской столицы архипелага в столицу российскую угольную. Там перегон порядка 50-60 километров. Трасса простая. Есть возможность людям вкатиться и почувствовать снегоход, научиться двигаться в колонне, освоиться с техникой. И уже на следующий день, когда начинаются радиальные выезды и экскурсии, никаких проблем нет. Это очень круто, когда вы никогда этого не делали и раз у вас всё получается. Тут важен здравый смысл, следование требованиям безопасности и тем элементарным правилам, которые вам расскажут наши очень опытные инструктора.
По поводу экстрима. Наверное, залогом безопасности всех участников является грамотная организация этих поездок: идеально спланированный маршрут, накатанные трассы, хорошая обслуженная техника и соблюдение правил безопасности. Трассы построены так, чтобы их могли проехать без риска для жизни даже новички. Трассы прокатываются профессиональными гидами ещё до того, как на них выезжают туристы. И маршрут выбран конечно же с учётом не только безопасности, но и вашего удовольствия. Каждый день этого маршрута выверен. Маршрут настолько грамотно составлен, что просто не добавить, не убавить ничего невозможно. Каждый день логичен, интересен, красив и в меру активен. То есть да, это, конечно, не сидение на диване перед телевизором. 6-7, иногда 8 часов на снегоходе в Арктике. Это серьёзная нагрузка и для психики, и для физического состояния. Но это того стоит. Это реально круто.
По поводу программы. Из предлагаемых вариантов мы всегда выбираем самый длинный, потому что в нём присутствует посёлок Пирамида. Не сгонять туда – лишить себя очень многого. Это реально обидно долго и сложно добираться на Шпицберген и не поехать в Пирамиду. Туда ехать нужно обязательно. Потому что Пирамида – это такая вот вишенка на торте. Лонгйир прекрасен, Баренцбург великолепен, фьорды великолепны. Но Пирамида – это отдельная история.
Мы с вами прилетаем в Лонгйир через Осло. Мы не просто используем Осло как транзитную точку столицы Норвегии. Мы посещаем там два абсолютно уникальных музея, которые расположены на музейном острове, в центре столицы Норвегии. И эти два музея, они на мой взгляд, ну просто великолепны и очень хорошо вписываются в тему нашей поездки. Это музей «Кон-Тики» или музей Тура Хейердала, хорошо всем известного великого норвежца, который совершил массу уникальных путешествий и открытий на суднах «Кон-Тики» и «Ра». И оба этих судна или их модели находятся в этом музее. Музей возглавляет сейчас сын Тура Хейердала, там есть портреты товарища Сенкевича, ведущего клуба кинопутешествий, который был другом и соратником Тура Хейердала. Как говорится, нас многое связывает. Это уникальный музей про географические открытия, про путешествия, которые вписываются в канву нашей поездки. А напротив, прямо вот через дорогу, музей «Фрама» или музей полярных исследований, где в таком вот специально вокруг него построенном гигантском вигваме стоит судно «Фрам». Оригинальное судно «Фрам», на котором в конце 19-го – начале 20-го века были совершены все величайшие арктические и антарктические экспедиции. Ну или почти все. Это легендарное судно, которое сохранилось до наших дней. Норвежцы его вернули к себе на родину, затащили на этот музейный остров, поставили на ровный киль на берег. Вокруг него построили здания с многоярусными балконами. И вот вы можете посетить этот корабль, посмотреть разные интерактивные экспозиции и настроиться на исследования Заполярья перед тем, как вы туда попадёте на следующий день. Я считаю, что прямо очень крутая история.
Прилетаем на Шпицберген. Перелет из Осло не очень долгий и не очень сложный. Оказываемся в норвежской столице архипелага Лонгйир. Самый активный, самый такой богатый, самый живой город, один из трёх с половиной на архипелаге, где проходим инструктаж, получаем снегоходы и выезжаем в Баренцбург. Это уже городок при российской шахте. Одной из самых северных шахт в мире, где добывают уголь, и центр российского присутствия на архипелаге в западном Шпицбергене. Размещаемся в комфортной гостинице, едим во вкусных ресторанах, пьём пиво в самой северной пивоварне. Уникальное пиво крафтовое – севернее не найдёте. Делаем радиальные выезды на Исфьорд-радио и мыс Старостина. Это всё такие абсолютно исторические места, связанные с историей освоения русскими поморами архипелага Шпицберген и вообще Арктики. Исфьорд-радио – уникальное креативное место, где на бывшей уже полузаброшенной радиостанции норвежцы организовали минигостиницу, ресторан, где мы обязательно пообедаем практически в мишленовском варианте, с потрясающими напитками и баней на берегу. Круто ребята всё сделали, туда как минимум стоит заехать. У них есть знаменитый склад, куда однажды залез белый медведь и теперь он герой всех фотооткрыток с табличкой The polar bear exit. Через окно залез в их склад, пытался там что-то потрошить. Мы, кстати, наверняка увидим белых медведей, их достаточно много на маршруте. Надо учитывать свои правила безопасности, но вероятность их сфотографировать издалека имеется. После этого у нас днёвка в Баренцбурге. И это не просто день отдыха, в этот день возможно опционально посетить северную заполярную шахту. Будет возможность прокатиться на собаках, потому что там есть питомник. Собаки хаски, чукотские ездовые – я не помню все породы. Каюр – это езда на санях, в которые запряжены собаки, это традиционный вид передвижения северных народов. Есть возможность попробовать и эту активность. В городе есть сумасшедший краеведческий музей, который много лет собирали энтузиасты в Баренцбурге, это действительно один из лучших краеведческих музеев, в которых я был наряду с музеем Южно-Сахалинска. Обычно краеведческий музей – это какое-то унылое зрелище, а здесь это реально очень круто. Мы обязательно сходим в самое северное отделение почты и отправим открытку домой.
После днёвки выдвигаемся в Пирамиду, это будет маршрут почти на 300 километров по Заполярью. Мы из Баренцбурга едем в Лонгйир, проезжаем мимо и двигаемся на север вверх и потом на северо-запад через плато Ломоносова – одно из самых таких жёстких и диких мест в архипелаге Западный Шпицберген, где, как повезёт, может быть спокойная, ясная погода, виды на сотню километров, яркое солнышко, температура -10 °C, а может быть -15 °C, очень жёсткий ветер, метель и видимость полметра. -15 °C при таком ветре могут ощущаться как -30 °C, поэтому езда становится экстремальной. Иногда даже поездку отменяют, но на моей памяти такого не было – я проезжал это плато и по хорошей погоде, и по очень жёсткой в экстремальных условиях. Хочу сказать, что это одно из самых ярких воспоминаний и одно из самых экстремальных приключений моей жизни. Этот отрезок непростой – как с погодой повезёт. В любом случае – это круто. Съезжаем с ледника Ломоносова и оказываемся у одного из самых больших вертикальных ледников западного Шпицбергена. Это топ-фотопойнт, забираем оттуда кусочек льда, которому миллионы лет и продолжаем по льду фьорда движение к посёлку Пирамида, где вечером в баре с этим льдом употребляем разные напитки с пониманием, что у нас в бокале арктический лёд, которому миллионы лет, что ценности того коктейля несомненно повышает кратно.
Так вот посёлок Пирамида – это посёлок заброшенный, входит в список самых крутых заброшек, которые некоторые собирают по всему миру наряду с Припятью и какими-то другими объектами в Японии, в Южной Африке и в Чили, но в отличие от Припяти он не фонит, является памятником вбухивания денег с целью рекламы Советского Союза в поздний советский период. Посёлок, который даже спустя вот 30-40 лет абсолютно поражает своей роскошью и масштабом вложений. Несмотря на то, что сейчас он закрыт полностью, там есть комфортные места для нашего с вами проживания, бар, ресторан. Мы совершим экскурсию по этому мертвому сейчас посёлку и сделаем радиальный выезд в его окрестностях, в бухту Сканская. Почему посёлок называется Пирамида, я думаю, многие из вас знают: он находится у подножия горы, а прямо над ним возвышается местная гора, которая остроконечная, в отличие от большинства столовых гор Шпицбергена с плоскими вершинами. И не просто остроконечная, а идёт такими ступеньками, как какой-то древний зиккурат. Это результат работы ветров и перепадов температур. Это абсолютно природный объект, но выглядит он как 100% рукотворный. Я на него даже как-то залезал, помню занимался заполярным альпинизмом – это отдельная история, расскажу в следующий раз. Мы туда не полезем с вами – мы на него будем смотреть снизу от памятника Ленину в центре посёлка. Пирамида – это не для всех и не все там бывают. Много людей прилетают в Лонгйир, много людей приезжают Баренцбург. Но Пирамида – это эксклюзив. Спустя две ночи тем же маршрутом через плато Ломоносова возвращаемся в Лонгйир, оттуда вылетаем в Осло.
Вот такая вот программа.
Частый вопрос про снегоходы, если кто-то в этом что-то понимает. Наши снегоходы туристические, тяжелые, очень устойчивые, комфортные. Это не спортивные, легкие модели, которые предназначены для маневров на склонах. Подходят даже новичкам. Мы будем ехать в колонне. Будут подъёмы, спуски, траверсы. Но снегоход устойчивый, тяжелый, мощный, комфортный, рассчитанный на одного или двух седоков, на длительное движение с комфортом – это такие мощные машинки. Количество этих снегоходов ограничено, часть снегоходов уже занято тем людьми, которые ждали этого момента два с половиной года и дождались. Оставшиеся несколько снегоходов ждут вас!
Если у вас остались вопросы, а они наверняка остались, по поводу экипировки, способов доехать туда, по поводу цены или виз. На все эти вопросы мы с удовольствием ответим, если вы с нами свяжетесь.
Присоединяйтесь к новым путешествиям!
Посмотреть будущие экспедицииСмотрите также